Главная   Вуз   Кафедра   Тематические планы   Учебный процесс   Учителям   Абитуриентам   Родителям 
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Контроль знаний
Консультации
Студенческий научный кружок
Заочное обучение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Лекционный курс
Методические пособия
Элементы инновационных технологий
Конкурсы, олимпиады, Био-КЭВН
Учебный материал для самоподготовки
РАЗНОЕ
Новости науки
Полезные сайты
Вопросы и ответы
Заявка
Cервис
О нас пишут. На нас ссылаются
Дистанционное обучение

Rambler's Top100



КГМУ
особенности вузовского образования

Особенности обучения в вузе – советы первокурсникам

 

1. Обучение на первом курсе

 

Первый курс обучения в вузе - это особый курс. В образовательном плане  - это начальный курс обучения, в психологическом плане – это вхождение студента во взрослую жизнь, обретение самостоятельности, знакомство с новым образом жизни - студенческим. Именно на первом курсе происходят наибольшие изменения студента как личности. В начале первого курса студент – это, с одной стороны, почти уже взрослый или, по крайней мере, взрослеющий человек, с другой стороны, он все-таки еще  вчерашний школьник, еще не совсем расставшийся с детством. Вот эта двойственность или его статуса и накладывает отпечаток на его характер, на все его поступки. К концу же первого курса, как правило, можно уже однозначно сказать, что студент - это взрослый человек, серьезный, полностью самостоятельный и целиком отвечающий за все свои поступки.

Для преподавателя первый курс - самый опасный курс. Подавляющее большинство недоразумений, инцидентов, разных историй и "приключений" происходит именно с первокурсниками. Уже второй курс гораздо спокойнее. Отчисление за неуспеваемость производится тоже чаще всего на первом курсе - на втором и последующих курсах это происходит гораздо реже.

Чтобы лучше понять истинное положение первокурсников, вспомним, откуда они берутся. Закончились школьные годы. Успешно сдан последний выпускной экзамен, прозвучали напутственные слова школьных учителей, и отгремел выпускной вечер. В общем, состоялось прощание со школой. Пришло время, полное надежд, но также и активных действий. Перед выпускником открываются все дороги для дальнейшего обучения, для начала карьеры в хорошем смысле этого слова.

Однако среди поступивших в вуз всегда есть какой-то процент случайных людей, которые с трудом представляют, зачем они сюда поступили, что это за специальность и чем они будут заниматься. Одних поступить в вуз заставили родители, другие  воспринимают учебу как продолжение школьных лет (проще говоря, пытаются продлить детство), некоторые поступают в вуз потому, что очень не хотят идти работать или в армию, а кто-то поступает лишь для того, чтобы уехать от родителей. Отношение к учебе у таких людей, как правило, соответствующее. Поэтому с первокурсниками традиционно не принято церемониться. Если студент не знает материал – ему без лишних разговоров ставят двойку. При этом действует принцип "презумпции виновности" студента: любые сомнения и подозрения преподавателя  трактуются не в его пользу. Нередки случаи, когда преподаватель наиболее слабым студентам-первокурсникам настоятельно советует еще раз подумать на предмет того, туда ли они попали, куда хотели, и не стоит ли им заняться чем-нибудь другим. Отношение же к студентам старших курсов, уже прошедших чистилище первого курса, гораздо более уважительное. Конечно, за незнание предмета в любом случае ставится двойка, но на старших курсах возможны, например, более благоприятные условия для пересдачи. Во всяком случае, может быть тема для обсуждения, что на первом курсе не допускается.

Суммируя все вышесказанное, можно дать первокурсникам следующий совет: забудьте на некоторое время, отложите хотя бы до второго курса все ваши амбиции и претензии. Вообще забудьте о своих интересах до поры до времени - и работайте, работайте очень напряженно - в смысле, учитесь. Когда заработаете авторитет - тогда можете начать постепенно, помаленьку отстаивать и свои интересы. В ненавязчивой форме - апломб в любом случае недопустим. В жизни, и в служебной карьере в том числе, действует принцип: сначала вы зарабатываете авторитет, потом ваш авторитет работает на вас. Так происходит не только во время учебы в высшей школе, но и на новом месте работы, в другом городе, в чужой стране, на новой ступени служебной карьеры - везде поначалу надо вообще забыть, кто ты такой, а только очень интенсивно работать; и, только заработав авторитет, можно будет потихоньку начать отстаивать свои интересы. Те из новоприбывших, которые, еще ничего не сделав, начинают очень много требовать, как правило, долго нигде не задерживаются.

 

2. О самостоятельности и ответственности.

 

Следует напомнить, что студент – это взрослый человек, и он должен обладать самостоятельностью и ответственностью. К сожалению, об этом приходится напоминать некоторым студентам, упорно не желающим расставаться с детством. Учеба нужна прежде всего студенту, и никто за ним не будет бегать и упрашивать, чтобы он сдал зачет или экзамен. Более того, если он сам вовремя не подсуетится, он не получит даже то, что он заслуживает. Исходить надо из того, что все проблемы студента – это, прежде всего, его собственные проблемы, и уж только потом это проблемы вуза и преподавателей. Студент все должен делать во время. Привычка все откладывать на последний день, надеяться на авось – это не лучшая черта характера; иногда объективные причины мешают студенту выполнить учебный план и ликвидировать задолженности в последние дни семестра; в данном случае, студента может быть и жалко, но что может сделать преподаватель? Просто так зачет поставить? Но нельзя же учебу превращать в профанацию; и это относится как к учебному процессу, так и к учебной дисциплине.

Некоторые студенты имеют привычку выпрашивать оценку. Некоторые девушки даже в слезы бросаются, истерики устраивают, надеясь разжалобить преподавателя, чтобы тот поставил зачет или положительную оценку. Наивные люди – думают, поможет. Видимо, наслушались баек про подобные случаи. Да где это видано, чтобы такое помогало? Если на работе человек не справляется со своими служебными обязанностями, то к нему тут же применяют соответствующие санкции, вплоть до увольнения – и никакие слезы тут не помогут.

Суммируя все вышесказанное, можно сказать следующее. Высшая школа не только дает студентам знания, но и готовит будущих специалистов к самостоятельной жизни и к служебной карьере.

 

3. Некоторые методические советы

 

Говоря об обучении в вузе и о способах обучения, следует иметь в виду, что нормальный студент, который рассчитывает вести активный образ деловой жизни и после  окончания вуза, должен еще во время учебы иметь определенные амбиции, в хорошем смысле этого слова. Если делать учебные работы как-нибудь или вообще списать, как-нибудь сдавать зачеты, экзамены, как-нибудь защитить курсовые и дипломную работы и вообще лишь бы как-нибудь получить образование, то такая жизненная позиция гарантированно приведет к тому, что выпускник абсолютно любую работу будет ненавидеть, а вполне возможно, и не только работу, но и многое другое. Если каждую секунду не жить активной жизнью, а, что бы ни происходило, рассуждать по принципу "Господи, когда же это кончится?", или тем более на все, что делать надо, но не хочется, смотреть как на некую меру наказания непонятно за что, то в таком случае на своем будущем можно смело ставить крест. Объективные внешние обстоятельства могут меняться, в том числе и в лучшую сторону, но если человек убежден, что страдает от того, от чего другие не страдают, а некоторые даже получают удовольствие, то переубедить себя может только он сам.

Нужно взять себе за правило не просто сделать работу, но сделать ее наилучшим образом. Только тогда наступает удовлетворение от выполненной работы, когда сделана она с удовольствием. При этом надо обязательно узнать что-то новое для себя. Каждый человек должен делать ежедневную прибавку в своих знаниях, а студент - "профессионально занимающийся учебой" - тем более. Университет предоставляет для этого все возможности. Существует мнение, что, если есть возможность выбирать для себя задание, то надо брать немножко непосильное, чего раньше никогда не делал. С этим трудно не согласиться. Все мы что-то делаем в первый раз: учимся говорить, сдаем первый экзамен, женимся, защищаем докторскую диссертацию - нелепо от всего этого отказываться по той причине, что мы этого раньше никогда не делали. Не надо бояться неизбежных трудностей - не мы первые их преодолеваем, а у нас они, дай Бог, не последние. Зато после успешного преодоления трудностей возникает законное чувство удовлетворения, гордости и радости за себя, а приобретенный опыт придает силы и уверенность при решении более сложных задач. Известно, что трудности закаляют характер. Только не надо ставить перед собой совсем уж сложные, явно непосильные задачи. Горечь от постоянных поражений - не лучшее средство самообучения и самовоспитания. Все-таки в жизни должны быть и положительные эмоции.

Студентам-первокурсникам, поступившим в вуз сразу после школы, не составляет труда заметить, что над ними стало гораздо меньше опеки со стороны родителей и преподавателей. Это должно приучать к самостоятельности и ответственности. При учебе в аспирантуре, а часто и на работе, ежедневный отчет о работе также не требуется, важен конечный результат за определенный период времени. Следует еще студентом приучить себя правильно распоряжаться своим учебным или рабочим временем, при необходимости составлять план работы, хотя бы мысленный, трезво рассчитывать свои возможности и предполагаемые трудозатраты с учетом определенной доли неизбежных непредвиденных сложностей. С первых дней пребывания в вузе студенту необходимо усвоить, что выбранная им специальность потребует регулярных самостоятельных занятий - и не только в студенческие годы, но и всю жизнь.

 

4. Особенности учебы в вузе

 

Основная особенность учебы в вузе, отличающая ее от школьного обучения – это  большая самостоятельность, иной порядок контроля над ходом обучения: контрольных работ становится меньше, они проводятся реже, чем в школе. На смену ежедневным устным опросам на уроках приходят экзаменационные сессии, проводимые дважды в год, учебные аттестация, организуемые 1-2 раза в семестр; другие формы контроля – семинарские занятия, курсовые работы, проводимые по графику учебного процесса. Такой порядок вызывает неверное представление о легкости студенческой жизни, что чревато серьезными последствиями, так как, например, низкие аттестационные оценки могут привести не только к неприятным объяснениям в деканате, но даже к отчислению еще до начала экзаменационной сессии. В последние годы в вузах стала внедряться рейтинговая система оценки знаний, предполагающая объективный, регулярный и систематический контроль за процессом приобретения знаний студентами со стороны преподавателей и администрации вуза. Возможно, эта система будет способствовать более систематической учебной работе студентов.

Чтобы успешно и эффективно овладевать специальными знаниями, студенту необходимо знать некоторые общие правила получения учебной информации, иметь представление о содержании учебного плана выбранной специальности, о требованиях, предъявляемых к выпускнику вуза. Вся эта информация в совокупности образует систему сведений, являвшуюся введением в будущую специальность.

 

5. Организация учебного процесса в вузе

Учебный процесс в вузе организован так, чтобы обеспечить выполнение требований к специалисту, изложенных в государственном образовательном стандарте. Обучение студентов ведется по учебным планам. Учебный план - основной документ, в соответствии с которым в высшей школе осуществляется организация учебного процесса по подготовке специалистов конкретной специальности в течение всего периода обучения в вузе.

Учебный план содержит:
- перечень изучаемых дисциплин;
- объемы часов, отводимых на изучение предусмотренных планом дисциплин;
- установленные формы контроля.

По учебному плану учебной частью или деканатом ежегодно составляются рабочие учебные планы, которые учитывают требования утвержденного ректором на данный учебный год графика учебного процесса. Этим графиком регламентируется количество учебных недель в каждом семестре (осеннем и весеннем), даты начала семестров, сессий, каникул, практик. В рабочем учебном плане также указываются зачеты и экзамены, выносимые на сессии, а в графике учебного процесса - сроки проведения учебных аттестаций.

Учебный процесс в вузе проводится по расписанию учебных занятий. Студенту рекомендуется записать для себя, в каком корпусе университета располагаются учебные лаборатории под определенными номерами, время начала и окончания занятий, чтобы четко планировать свое пребывание в вузе и не допускать опозданий на занятия. Разные виды аудиторных занятий, проводимых в университете, имеют определенную специфику, которую студенту следует знать и правильно учитывать в своей работе.

6. Организация аудиторных занятий

6.1. Лекции

 

Лекция - это логически стройное, систематическое, последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса. Лекция часто сопровождается демонстрацией наглядных пособий, слайдов, цитированием документов. Лекция предназначена для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех других видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов.

Основная задача студента на лекции - учиться мыслить, понимать идеи, излагаемые лектором. На лекции необходимо вести конспект. Механическая запись лекции приносит мало пользы. Нужно не только записать услышанное, но и понять его. Нельзя ограничиваться записью только каких-либо выкладок, которые приводит лектор на доске, или перенесением в конспект его рисунков. Нужно помнить, что основными в лекции являются те положения, выводы, логические построения, для доказательства которых и делаются выкладки. Ведение конспекта создает благоприятные условия для запоминания услышанного, так как в этом процессе принимает участие слуховая, зрительная и моторная память. Но обязательным условием, способствующим запоминанию, является понимание студентом излагаемого материала.

По всем неясным вопросам без стеснения обращайтесь к лектору! Не бойтесь оказаться «олухом» в глазах сокурсников, вы ведь у-ч-и-т-е-с-ь! И не все одинаково воспринимают услышанное, не у всех одинаковая реакция. Поэтому, еще раз, не стесняйтесь задавать вопросы лектору. Не всегда можно своим вопросом перебивать лектора. В таких случаях запишите вопрос и задайте его после лекции. Или даже в другой раз, перед новой лекцией. Иногда вполне уместно вставить вопрос по ходу изложения материала. Это зависит от характера проведения лекции. Если это монологический тип, то есть  преподаватель «читает монолог», то в этом случае не уместно встревать со своим вопросом, а если «диалогический» тип, т.е. преподаватель  ведет беседу с аудиторией, «ставит» вопросы и отвечает на них сам или ждет ответа от аудитории, а потом комментирует услышанное, то смело вступайте с ним в диалог, проясняйте непонятое вами. Никогда не оставляйте непонятое вами без разъяснения, и если постеснялись обратиться к преподавателю, то обратитесь за помощью к своим коллегам – студентам.

Конспект следует вести в отдельной тетради для каждой учебной дисциплины, оставляя поля для того, чтобы можно было дополнить конспект выписками из учебников и других книг. Писать следует крупно, разборчиво, выделяя темы и разделяя текст подзаголовками на смысловые части. Следует научиться производить записи со скоростью не менее 120 букв в минуту. Можно использовать сокращения слов и условные знаки. Каждый может создать свою систему скорописи. Следует добиться того, чтобы ведение конспекта было интересной работой, а внешний вид конспекта доставлял бы удовлетворение.

Известно, что изучение дисциплины только по лекциям и конспектам недостаточно. Хорошее усвоение материала может быть достигнуто только на основе систематической работы с учебниками и другой литературой. Конспект лишь облегчает понимание и усвоение материала учебника. Конспект указывает, что в учебнике особенно важно, и дает дополнительные новые сведения по этим вопросам. Поэтому перед каждой лекцией рекомендуется прочитать конспект предшествующей лекции, а после того, как лектор закончит читать какой-либо крупный раздел курса, следует проработать его и по конспекту и по учебнику. В этом случае учебная дисциплина усваивается настолько глубоко, что перед экзаменом остается сделать лишь немногое для закрепления знаний.

 

6.2. Практические занятия

 

Практические занятия - это занятия, проводимые под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленные на углубление научно- теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы. В процессе таких занятий вырабатываются практические умения (вычислений, расчетов, использования таблиц, справочников, номограмм).

Перед практическим занятием следует изучить конспект лекции и рекомендованную преподавателем литературу, обращая внимание на практическое применение теории и на методику решения типовых задач.

На практическом занятии главное - уяснить связь решаемых задач с теоретическими положениями. При решении предложенной задачи нужно стремиться не только получить правильный ответ, но и усвоить общий метод решения подобных задач.

Для ведения записей на практических занятиях обычно заводят отдельную тетрадь по каждой учебной дисциплине.

Рекомендуется использовать следующий порядок записи решения задачи:
- исходные данные для решения задачи (что дано);
- что требуется получить в результате решения;
- какие законы и положения должны быть применены;
- общий план (последовательность) решения;
- расчеты;
- полученный результат и его анализ.

Логическая связь лекций и практических занятий заключается в том, что информация, полученная на лекции, в процессе самостоятельной работы на практическом занятии осмысливается и перерабатывается, при помощи преподавателя анализируется до мельчайших подробностей, после чего прочно усваивается.

 

6.3. Семинарские занятия

 

Семинар - это практическое занятие по гуманитарной дисциплине, на котором студенты приобретают умения оформлять рефераты, учатся конспектировать первоисточники, устно излагать материал, а также защищать научные положения и выводы.

К семинару нужно тщательно готовиться: внимательно ознакомиться с планом семинара, изучить рекомендованную литературу, по каждому вопросу составить краткий план выступления. В процессе подготовки к семинару обычно требуется законспектировать один или несколько литературных источников: книг, брошюр, статей. Приобретение навыков конспектирования при работе с книгой исключительно важно, поскольку конспектирование представляет собой деятельность, которая будет необходима всю жизнь и инженеру, и научному работнику, и руководителю производства.

При выступлении на семинаре нужно стремиться выразить свои мысли собственными словами, как можно реже прибегая к конспекту.

 

6.4. Лабораторные занятия

 

Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных лабораториях, с применением техники и измерительной аппаратуры.

При подготовке к лабораторному занятию необходимо изучить теоретический материал, который будет использоваться в ходе выполнения лабораторной работы. Нужно внимательно прочитать методическое указание (описание) к лабораторной работе, продумать план проведения работы, подготовить необходимые бланки и таблицы для записей наблюдений.

Непосредственно выполнению лабораторной работы иногда предшествует краткий опрос студентов преподавателем для выявления их готовности к занятию. При выполнении лабораторной работы, как правило, необходимы следующие операции:

- подготовка оборудования и приборов, сборка схемы;
- воспроизведение изучаемого явления (процесса);
- измерение физических величин, определение параметров и характеристик;
- анализ, обработка данных и обобщение результатов.

Студент, имеющий хорошую теоретическую подготовку, обычно составляет отчет о работе непосредственно в ходе занятия. В отчете при анализе результатов работы указывается, какие закономерности подтверждены или выявлены, какие погрешности имеют место, что было причиной появления погрешностей.

При защите отчета преподаватель беседует со студентом, выявляя глубину понимания им полученных результатов.

Лабораторные работы способствуют лучшему усвоению программного материала, так как в процессе их выполнения многие расчетные формулы, казавшиеся отвлеченными, становятся вполне конкретными; выявляется множество деталей, способствующих углубленному пониманию изучаемой дисциплины.

 

6.5. Консультации

 

На консультациях рассматриваются вопросы, касающиеся организации, и методики внеаудиторной самостоятельной работы студентов, связанные с уточнением тех или иных научных данных, новых для студента понятий, методов решения задач; даются сведения о дополнительной литературе.

Обычно посещение консультации не считается обязательным, поэтому некоторые студенты ошибочно недооценивают их. На самом деле именно на консультации происходит общение студента с преподавателем на самом благожелательном уровне, что способствует наилучшему разбору и усвоению материала.

 

6.6. Производственная практика.

Важное место в системе подготовки врача занимают учебная и производственные практики, обеспечивающие связь теоретического обучения с практической  деятельностью. Во время практик студенты закрепляют теоретические знания, полученные в вузе, изучая опыт работы медицинских учреждений, овладевая практическими навыками и методами работы по своей  специальности.

7. Организация самостоятельной работы

 

Время, которым располагает студент для выполнения учебного плана, складывается из двух составляющих: одна из них - это аудиторная работа в вузе по расписанию занятий, другая - внеаудиторная самостоятельная работа. Задания и материалы для самостоятельной работы выдаются во время учебных занятий по расписанию, на этих же занятиях преподаватель осуществляет контроль за самостоятельной работой, а также оказывает помощь студентам по правильной организации работы.

Чтобы выполнить весь объем самостоятельной работы, необходимо заниматься по 3 - 5 часов ежедневно. Начинать самостоятельные внеаудиторные занятия следует с первых же дней семестра, пропущенные дни будут потеряны безвозвратно, компенсировать их позднее усиленными занятиями без снижения качества работы и ее производительности невозможно. Первые дни семестра очень важны для того, чтобы включиться в работу, установить определенный порядок, равномерный ритм на весь семестр.
Ритм в работе - это ежедневные самостоятельные занятия, желательно в одни и те же часы, при целесообразном чередовании занятий с перерывами для отдыха. Вначале для того, чтобы организовать ритмичную работу, требуется сознательное напряжение воли. Как только человек втянулся в работу, принуждение снижается, возникает привычка, работа становится потребностью.

Если порядок в работе и ее ритм установлены правильно, то студент изо дня в день может работать, не снижая своей производительности и не перегружая себя. Правильная смена одного вида работы другим позволяет отдыхать, не прекращая работы.

Таким образом, первая задача организации внеаудиторной самостоятельной работы – это составление расписания, которое должно отражать время занятий, их характер (теоретический курс, практические занятия, графические работы, чтение), перерывы на обед, ужин, отдых, сон, проезд и т.д. Расписание не предопределяет содержания работы, ее содержание неизбежно будет изменяться в течение семестра. Порядок же следует закрепить на весь семестр и приложить все усилия, чтобы поддерживать его неизменным (кроме исправления ошибок в планировании, которые могут возникнуть из-за недооценки объема работы или переоценки своих сил).

При однообразной работе человек утомляется больше, чем при работе разного характера. Однако не всегда целесообразно заниматься многими учебными дисциплинами в один и тот же день, так как при каждом переходе нужно вновь сосредоточить внимание, что может привести к потере времени. Наиболее целесообразно ежедневно работать не более чем над двумя-тремя дисциплинами.

Начиная работу, не нужно стремиться делать вначале самую тяжелую ее часть, надо выбрать что-нибудь среднее по трудности, затем перейти к более трудной работе. И напоследок оставить легкую часть, требующую не столько больших интеллектуальных усилий, сколько определенных моторных действий (черчение, построение графиков и т.п.).

Самостоятельные занятия потребуют интенсивного умственного труда, который необходимо не только правильно организовать, но и стимулировать. При этом очень важно уметь поддерживать устойчивое внимание к изучаемому материалу. Выработка внимания требует значительных волевых усилий. Именно поэтому, если студент замечает, что он часто отвлекается во время самостоятельных занятий, ему надо заставить себя сосредоточиться. Подобную процедуру необходимо проделывать постоянно, так как это является тренировкой внимания. Устойчивое внимание появляется тогда, когда человек относится к делу с интересом.

Следует правильно организовать свои занятия по времени: 50 минут - работа, 5-10 минут - перерыв; после 3 часов работы перерыв - 20-25 минут. Иначе нарастающее утомление повлечет неустойчивость внимания. Очень существенным фактором, влияющим на повышение умственной работоспособности, являются систематические занятия физической культурой. Организация активного отдыха предусматривает чередование умственной и физической деятельности, что полностью восстанавливает работоспособность человека.

 

8. Организация экзаменационных сессий и аттестаций

 

Изучение многих общепрофессиональных и специальных дисциплин завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.

Экзамены проходят в сессионный период в соответствии с приказом ректора. Порядок сдачи и пересдачи экзамена регламентируется приказами ректора.

Экзаменационные сессии проводятся дважды в течение учебного года - в конце каждого семестра. К сессии допускаются студенты, не имеющие академической задолженности за семестр и сдавшие все зачеты. Продолжительность сессии - три-четыре недели, количество экзаменов - обычно три - пять. Расписание экзаменов составляется деканатом или самой учебной группой, исходя из расчета выделения трех-четырех дней на подготовку к каждому экзамену. Этого времени вполне достаточно студенту для повторения изученного материала по конкретной учебной дисциплине.

Подготовка к экзамену должна идти по строго продуманному графику, с последовательным переходом от темы к теме, от раздела к разделу, без пропусков и перескакивания с начала курса в конец. Вопросы, которые могут появиться в процессе подготовки к экзамену, необходимо записать и получить на них ответы у преподавателя во время предэкзаменационной консультации. Основной задачей подготовки студента к экзамену следует считать систематизацию знаний учебного материала, его творческое осмысливание. На устном экзамене студенту, предлагается ответить на несколько основных вопросов, включенных в экзаменационный билет. После подготовки студент отвечает на вопросы билета и на дополнительные вопросы экзаменатора. Цель последних - выяснить понимание других разделов курса, не вошедших в билет. Как правило, на них можно ответить кратко, достаточно знание сути вопроса. Однако не только ответы студента в процессе беседы с преподавателем определяют экзаменационную оценку ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно"). Преподаватель, оценивая ответ студента, всегда учитывает отношение к изучению дисциплины в течение семестра.

В последние годы в связи с введением рейтинговой системы оценки знаний студентов экзаменационная отметка является важнейшим, но не единственным компонентом итоговой отметки по дисциплине. Итоговая отметка выставляется также с учетом посещаемости студентом лекций и занятий, его текущей успеваемости и отметок по промежуточному контролю.

По результатам экзамена администрация вуза принимает решение о переводе студента на следующий курс или отчисления из числа студентов вуза. При наличии уважительной причины студенту может быть продлена экзаменационная сессия или предоставлен академический отпуск.

В конце обучения в вузе студенты сдают Государственные экзамены, которые принимает Государственная экзаменационная комиссия. На экзамене студенты демонстрируют свои теоретические знания и практические навыки, необходимые им в профессиональной деятельности.

 

Заключение

 

Подводя итог всему изложенному выше, следует еще раз подчеркнуть, что учеба в вузе - напряженный труд, требующий от студента настойчивости, целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, творческого отношения к работе. Чтобы этот труд был успешным и принес желаемые результаты, его следует правильно организовать на основе следующих обобщенных рекомендаций:

- правильно ставить перед собой цели и задачи;
- сохранять физическое здоровье;
- поддерживать оптимальный психологический настрой, - правильно распределять время и планировать свою работу;
- овладевать навыками работы с книгой;
- учиться вести записи;
- учиться запоминать, пользоваться своей памятью и мышлением, - максимально использовать для повышения уровня своих знаний все формы учебных занятий;
- приобретать навыки научно-исследовательской работы;
- овладевать культурой речи и общения.

Учиться сознательно управлять собой, развивать волю, трудолюбие, вырабатывать навыки самостоятельной работы - таким должен быть девиз каждого студента.

Источник: rmat.ru/2007/08/28/aktualno.html (с изменениями и дополнениями)

 

 

© Все права защищены
Разработка сайта «Интернет-сервис» 2007 ©