1. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И АТРИБУТЫ ЖИВОГО. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЖИВОЙ МАТЕРИИ. (1 час) (октябрь)
Развитие понятия жизни на современном этапе. Фундаментальные свойства живой материи: самообновление, саморегуляция и самовоспроизведение. Основные атрибуты жизни: обмен веществ, упорядоченность строения и сложная структурно -функциональная организация, обмен и преобразование вещества, энергии и информации, раздражимость, размножение, гомеостаз, наследственность, изменчивость, индивидуальное и историческое развитие. Основные формы живой материи (прокариоты: сине-зеленые водоросли и бактерии — и эукариоты: животные, растения и грибы) и особенности их структурно-функциональной организации. Уровни организации жизни и особенности проявления на них основных свойств и атрибутов жизни. Человек как результат эволюции, как активный компонент биосферы. Биологические проявления жизнедеятельности человека. Человек как объект фармакологического воздействия.
2. ХИМИЧЕСКАЯ И СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭУКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКИ. ПУТИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ, ВЕЩЕСТВА И ИНФОРМАЦИИ В КЛЕТКЕ И ОРГАНИЗМЕ (1 час) (октябрь)
Клетка — элементарная структурная, функциональная и генетическая единица живой материи. Химическая организация клетки: общие сведения о строении и функциях нуклеиновых кислот, белков, липидов и углеводов. Структурные компоненты клетки: общие сведения о строении и функциях наружной плазматической мембраны, ядра, органоидов и включений клетки. Клетка как открытая система. Транспорт веществ через наружную плазматическую мембрану: диффузия (простая, через каналы, облегченная), активный транспорт, транспорт в мембранной упаковке (эндоцитоз: пино- и фагоцитоз, рецепторный эндоцитоз; экзоцитоз; трансцитозис). Внутриклеточный транспорт веществ. Осмос. Гемолиз. Понятие об автотрофных и гетеротрофных организмах, паразитах, сапрофитах и симбионтах. Гликолиз. Клеточное дыхание. Фотосинтез. Образование АТФ. Ферменты. Особенности химической, структурной и функциональной организации растительной клетки. Понятие об информации. Химические вещества как носители информации. Понятие о гормонах, биологически активных веществах и рецепторах. Роль наружной плазматической мембраны в передаче информационного сигнала. Общие сведения о механизмах восприятия, преобразования и передачи информации в организме: в органах чувств, нервной и гуморальной системах. Понятие о дистантных и контактных взаимодействиях между клетками. Общие сведения о хранении, передаче и реализации наследственной информации в клетках и организме. Влияние лекарственных веществ на потоки веществ, энергии и информации в клетке и организме. Лекарственные вещества как инструмент направленного воздействия на обмен веществ. Понятие о болезнях обмена веществ.
3. ЯДРО. РАЗМНОЖЕНИЕ КЛЕТОК И ОРГАНИЗМОВ. МИТОТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ. МИТОЗ. МЕЙОЗ. ГАМЕТОГЕНЕЗ. СТРОЕНИЕ ГАМЕТ. ОПЛОДОТВОРЕНИЕ. (1 час) (октябрь)
Строение ядра. Строение хроматина. Строение интерфазных и метафазных хромосом. Политенные хромосомы, хромосомы типа "ламповых щеток", Х-половой хроматин. Основные типы метафазных хромосом: акроцентрические, метацентрические, субметацентрические. Классификация и общая характеристика бесполого и полового размножения организмов. Способы бесполого размножения: деление одноклеточных, почкование, фрагментация, полиэмбриония, шизогония (множественное деление). Способы полового размножения: копуляция и конъюгация у простейших, типичное оплодотворение, партеногенез. Понятие о чередовании поколений у животных и растений. Понятие о наследственной информации. ДНК как носитель наследственной информации. Генетический код и его основные свойства: триплетность, линейность, неперекрываемость, однонаправленность считывания, универсальность, избыточность, отсутствие знаков препинания. Понятие о гене. Редупликация ДНК. Митотический цикл и его стадии: пресинтетический, синтетический и постсинтетический периоды. Митоз как механизм, обеспечивающий передачу и преемственность наследственной информации от одной клетки к другой. Фазы митоза и их цитологическая характеристика. Биологическое значение митоза и формирования компактных хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Особенности митотического деления растительной клетки. Нарушение митоза под действием химических соединений. Мейоз как механизм, обеспечивающий формирование гаплоидного набора хромосом, источник комбинативной и мутационной изменчивости. Гаметогенез у животных. Сравнительная характеристика сперматогенеза и овогенеза. Морфо - функциональная характеристика гамет: сперматозоидов и яйцеклеток животных. Оплодотворение у животных. Оплодотворение у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Размножение бактерий.
4. ГЕН — ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА НАСЛЕДСТВЕННОСТИ. СТРОЕНИЕ ГЕНОВ. ЭКСПРЕССИЯ ГЕНОВ (1 час) (октябрь)
Структурно-функциональные уровни организации наследственного материала у прокариот и эукариот: генный, хромосомный и геномный. Основные свойства гена. Классификация генов: структурных и регуляторных. Передача наследственной информации от организма к организму благодаря редупликации, делению клеток и оплодотворению. Особенности строения генов прокариот. Мозаичное строение генов эукариот. Основные регуляторные участки генов: промотор, оператор, терминатор. Общие сведения о транскрипции, процессинге и трансляции как этапах реализации наследственной информации. Общие принципы регуляции генной активности. Влияние лекарственных веществ на разные этапы синтеза белка у прокариот и эукариот. Лекарственные вещества как факторы, влияющие на экспрессию генов.
5. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА. (1 час) (октябрь)
Основные закономерности наследования признаков: законы Менделя и их цитологические основы. Понятие о гомо-, гетеро- и гемизиготности. Доминантность и рецессивность. Генотип и фенотип. Цели и сущность анализирующего скрещивания. Статистический характер менделевских закономерностей. Сцепленное наследование и кроссинговер; их цитологические основы. Менделирующие признаки растений и человека. Понятие о моногенном и полигенном наследовании. Генетика пола у животных, растений и человека. Сцепленные с полом признаки и их наследование. Особенности строения Х- и Y-хромосом человека. Цитоплазматическое наследование у животных, растений и человека. Понятие о полной и неполной пенетрантности, постоянной и изменчивой экспрессивности генов. Хромосомная теория наследственности. Расположение генов в хромосомах. Хромосомы как группы сцепления. Генетические карты хромосом. Множественный аллелизм. Особенности формирования признаков при кодоминировании, полном и неполном доминировании, эпистазе, комплементарности и полимерии. Плейотропия. Классификация форм и видов изменчивости и их значение в онтогенезе и эволюции. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Классификация и характеристика модификаций. Модификации у растений и человека. Управление доминированием. Комбинативная изменчивость, ее причины и значение. Мутационная изменчивость (генная, хромосомная и геномная). Классификация и характеристика мутаций. Генные мутации: вставка, потеря и замена нуклеотидов. Хромосомные мутации: делеция, транслокация, дупликация, инверсия, формирование кольцевой хромосомы. Геномные мутации: полиплоидия, утрата и избыток отдельных хромосом. Мутации у растений и человека. Мутагенез, мутагенные факторы. Генокопии. Особенности человека как объекта генетического анализа. Методы антропогенетики (генеалогический, цитогенетический, биохимический, близнецовый и популяционно-статистический): их сущность и возможности. Понятие о врожденных и наследственных болезнях. Понятие о генных и хромосомных болезнях. Синдром Дауна, Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, Трисомии Х. Принципы профилактики, диагностики и лечения наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование и прогнозирование. Пренатальная (дородовая) диагностика. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости и его проявления и значение для селекции и медицины. Биотехнология. Клеточная и генетическая инженерия. Вирусы и плазмиды бактерий как инструменты генетической инженерии. Принцип адаптации клетки к условиям существования. Проблема рака. Проблема мутагенного и канцерогенного действия лекарственных веществ.
6. БИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. ОНТОГЕНЕЗ. (1 час) (октябрь)
Онтогенез как совокупность механизмов, обеспечивающих возникновение и развитие многоклеточного организма как сложной самообновляющейся, саморегулирующейся системы, состоящей из дифференцированных и специализированных клеток, тканей, органов и физиологических систем. Периоды онтогенеза животных: эмбриональный и постэмбриональный и их характеристика. Основные стадии эмбрионального развития животных: дробление, гаструляция. Гисто- и органогенез. Реализация наследственной информации в процессе развития организма. Основные процессы и механизмы эмбрионального развития: ооплазматическая сегрегация, эмбриональная индукция, дифференциальная активность генов, дифференциальное размножение и гибель клеток, перемещение и кооперация клеток и клеточных масс, специализация и дифференцировка клеток, взаимодействия клеток. Понятие о регуляционном и мозаичном типах развития животных, генетических и эпигенетических механизмах развития. Зародышевые оболочки и провизорные органы человека: амнион, аллантоис, желточный мешок, хорион, плацента. Роль среды в онтогенезе. Взаимодействие социальных и биологических факторов в ходе постэмбрионального развития человека. Патогенные факторы среды и их влияние на человека на разных этапах его развития. Критические периоды развития. Тератогенные факторы. Аномалии развития. Фенокопии. Биологические аспекты старения и смерти. Хронологический и биологический возраст (проявление, различия). Генетические, молекулярные и клеточные механизмы старения. Проблема долголетия. Восстановительные процессы в организме. Физиологическая и репаративная регенерация. Молекулярно-генетические и клеточные механизмы регенерации. Медицинское значение регенерации.
2. Календарный аннотированный план лабораторных занятий по курсу биологии
1. ФОРМЫ ЖИЗНИ. СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗМНОЖЕНИЕ КЛЕТОК. (4 часа)
Учебные вопpосы:
- Устpойство микpоскопа "Биолам", стеpеоскопического микpоскопа и пpепаpовальной лупы.
- Пpавила микpоскопиpования.
- Пpавила пpиготовления вpеменных пpепаpатов.
- Типичные ошибки пpи микpоскопиpовании.
- Основные формы жизни, отличительные особенности прокариот и эукариот.
- Общий план стpоения клеток эукаpиот.
- Классификация стpуктуpных компонентов эукаpиотической клетки.
- Строение и функции наружной плазматической мембраны.
- Моpфофункциональная хаpактеpистика основных оpганоидов клетки.
- Моpфофункциональная взаимосвязь стpуктуpных компонентов клетки.
- Классификация и краткая характеристика различных форм тpанспоpта веществ. Осмотические свойства клеток.
- Стpоение ядpа и его стpуктуpных компонентов.
- Стpоение интеpфазных и метафазных хpомосом.
- Пеpиоды интеpфазы, фазы митоза и события, пpоисходящие в них.
- Биологическое значение фоpмиpования хpомосом и митоза.
- Отличительные особенности митоза растительных и животных клеток.
- Строение и редупликация ДНК
- Классификация, хаpактеpистика и биологическое значение pазличных фоpм и видов pазмножения оpганизма.
- Мейоз и его биологическое значение.
- Гаметогенез. Отличительные особенности спеpматогенеза и овогенеза.
- Моpфофункциональные особенности половых клеток животных.
Самостоятельная работа:
1) Изучение устройства микроскопа "Биолам" и стереоскопического микроскопа.
2) Освоение правил микроскопирования при малом и большом увеличениях микроскопа во время работы с фиксированными микропрепаратами (клетки крови лягушки и человека).
3) Изучение и зарисовка следующих фиксированных микропрепаратов:
а) клетки крови лягушки;
б) клетки крови человека;
в) гладкомышечная клетка;
г) нервная клетка;
4) Приготовление, изучение и зарисовка временных микропрепаратов (волокна ваты и пузырьки воздуха).
5) Идентификация, изучение и зарисовка следующих фиксированных микропрепаратов:
а) комплекс Гольджи в нервных клетках спинного мозга собаки;
б) митохондрии в клетках кишки аскариды;
в) митоз в клетках корешка лука;
г) сперматозоиды морской свинки;
д) яйцевая клетка из яичника млекопитающего.
6) Составление разрезных таблиц: "Изменение формы и размеров эритроцитов в разных растворах", "Различные виды транспорта веществ через клеточную мембрану".
7) Составление опорных схем по митозу, мейозу (гаметогенезу)
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБЩЕЙ ГЕНЕТИКИ. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА. (3 часа)
Учебные вопросы:
- Строение гена.
- Генетический код.
- Реализация генетической информации в клетке: транскрипция, трансляция.
- Понятие о генотипе, фенотипе, аллелях, гомозиготности и гетерозиготности. Доминирование и рецессивность.
- Особенности стpоения Х- и Y-хpомосом.
- Хpомосомный механизм опpеделения пола пpи обpазовании зиготы.
- Особенности пpоявления и наследования пpизнаков, контpолиpуемых генами Х- и Y-хpомосом человека
- Особенности человека как специфического объекта генетического анализа.
- Сущность, возможности и значение генеалогического метода антpопогенетики.
- Особенности pодословных с pазными типами и хаpактеpами наследования пpизнаков.
- Сущность, возможности и значение близнецового метода антропогенетики.
- Сущность, возможности и значение биохимического метода антpопогенетики.
- Генные болезни человека.
- Сущность, возможности и значение популяционно-статистического метода антропогенетики.
- Классификация хpомосом.
- Хаpактеpистика ноpмальных каpиотипов мужчин и женщин.
- Сущность, возможности и значение цитологических методов антpопогенетики.
- Хpомосомные болезни человека.
- Методы генетики человека для фармации.
- Мутагены. Антимутагенез. Репарация, детоксикация, антиоксидантность.
Самостоятельная работа:
- Составление опорной схемы "Реализация генетической информации в клетке"
- Решение задач на определение типа и характера наследования признака (или генного заболевания), генотипа пробанда и прогнозирование рождения потомства с изучаемым или альтернативным ему признаком (разбор родословных).
- Решение задач на близнецовый метод.
- Решение задач по популяционной генетике (на закон Харди-Вайнберга).
- Идентификация, изучение и зарисовка следующих фиксированных микропрепаратов:
б) кариотип человека (метафазная пластинка);
в) политенные хромосомы в слюнных железах насекомых.
6) Идентификация и анализ кариограмм людей, страдающих хромосомными заболеваниями; запись формул их кариотипов.
3. ЭКОЛОГИЯ. БИОСФЕРА (семинар) (4 часа)
Учебные вопpосы:
- Основные понятия экологии.
- Характеристика биоценоза (сообщества). Изменение биоценозов во времени.
- Введение в экологию человека. Экологическая дифференциация человечества.
- Антропогенные экосистемы.
- Введение в учение о биосфере.