Главная   Вуз   Кафедра   Тематические планы   Учебный процесс   Учителям   Абитуриентам   Родителям 
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
Контроль знаний
Консультации
Студенческий научный кружок
Заочное обучение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Лекционный курс
Методические пособия
Элементы инновационных технологий
Конкурсы, олимпиады, Био-КЭВН
Учебный материал для самоподготовки
РАЗНОЕ
Новости науки
Полезные сайты
Вопросы и ответы
Заявка
Cервис
О нас пишут. На нас ссылаются
Дистанционное обучение

Rambler's Top100



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС » Элементы инновационных технологий
биологические пословицы, поговорки, крылатые фразы, слоганы

Крылатые фразы, пословицы, поговорки, слоганы.

 

     В образовательном процессе чрезвычайно важным является выявление наиболее важного в содержании учебного материала. Сконцентрировать важнейшую мысль и выразить ее образно, эмоционально можно путем превращения известных крылатых фраз, пословиц и поговорок в легко запоминающиеся фразы, отражающие суть изучаемого биологического объекта. Запомнив такую фразу, учащийся легко извлечет из своей памяти соответствующую ей учебную информацию.

Предлагаем два способа формирования таких запоминающихся фраз:

·  Берется известное выражение - крылатая фраза, пословица, поговорка - и видоизменяется под подходящее конкретное биологическое явление.

·  Кратко записывается основное содержание биологического явления и по ключевым словам подбирается и видоизменяется подходящее известное выражение -  крылатая фраза,  пословица, поговорка.

     Некоторые запоминающиеся фразы всем понятны, их можно использовать самостоятельно, поскольку они содержат полную информацию о биологическом явлении.  Например, следующая фраза помогает запомнить, что наиболее характерное для мейоза событие – кроссинговер (перекрест хромосом и обмен между ними гомологичными участками) – происходит в стадию пахитены профазы первого мейотического деления:

    Пока пахитена не грянет, хромосомы не перекрестятся.

    Другие фразы  требуют пояснения и могут быть использованы только вместе с основным содержанием учебного материала. Особенно это касается нового для учащихся учебного материала.  

Например,  

Сделала дело – погибай смело.

Эта фраза совершенно непонятна тем, кто ничего не знает об апоптозе – запрограммированной гибели клеток. Апоптозу подвержены клетки, имеющие большие   повреждения ДНК или зараженные вирусами, а также клетки, выполнившие в процессе онтогенеза свои функции.

 

1.                  Примеры крылатых фраз, пословиц, поговорок и слоганов по содержанию учебного материала (значком * помечены фразы, содержание или идея которых предложены студентами первого курса – участниками БиоКВН).

2006-07 учебный год

·  В одну яйцеклетку вдвоем не входят.*

·  По конфигурации встречают – по эффекту провожают.

·  От перестановки генов генофонд не меняется.*

·  Интерфазе – время, митозу – час.*   

·  Век живу – век делюсь!

·  Не говори “гоп!”, митоз, пока сверочные точки не пройдешь!

·  Куй ДНК, пока ori-сайт открыт!*

·  Антиоксидант, интерферон – мир от мутации спасен!*

·  Гомологичные хромосомы как два сапога – пара: парные, но не одинаковые!*

·  Нас много в мире, мы различны;

   Онтогенез у всех – свой, личный!*

·  Эукариотом можешь ты не быть, хотя бы клеткой быть обязан!*

·  Дареным хромосомам в гены не смотрят!*

·  Что человеку болезнь, то паразиту масленица.*

·  Лучше мясо переварить, чем цепнюшек подхватить!*

·  Трихомонада – не воробей, но поймаешь – сам зачирикаешь!*

·  В одной руке держу банан,

   В другой руке – вина стакан.

   Есть где-то в нас еще изъян,

   Мы часто – группа обезьян!*

·   Реже делишься – дольше живешь!

·   Один раз отмерь – семь раз отрежь!

 

2007-08 учебный год

  1. Любишь делиться – люби и ДНК синтезировать.*
  2. Семеро экзонов одного не ждут.
  3. Не говори “гоп”, пока не проникнешь через блестящую оболочку.*
  4. Зигота – первая ступенька жизни.*
  5. Там, где не было воды, биотопы все пусты. Ну, а там, где есть вода, ниша жизнею полна.
  6. Загрязнил ты Лукоморье – заплати своим здоровьем.
  7. Членик членику рознь.*
  8. Хлеб – всему голова, а ТАТА-бокс – всему начало.*
  9. Эозинофил аскариде не товарищ.*
  10. Мала трихинелла, а человека губит.
  11. О власоглаве: Его увидел; удивлен: как волос тонок и длинен.
  12. Работы много, да АТФ нет.*
  13. И ДНК-полимераза один раз, да ошибается.*
  14. Доминантные аллели: куда не завалятся, все равно проявятся.*
  15. О быстро делящихся клетках: Не хотят питаться – хотят размножаться.*
  16. О ядерном геноме: Набор генов здесь не весь, часть их в цитоплазме есть.*
  17. Не было забот у бабы, завелась трихомонада.*
  18. Лучше бычий цепень в кишке, чем острица в прианальных складках.*
  19. Мал сперматозоид, а какой процесс запускает.
  20. Первичная структура хороша, а третичная лучше.
  21. Под лежачий камень вода не течет, а в конденсированной хромосоме транскрипция не идет.
  22. Какая хромосома, такие и дети.*
  23. Что заложено в геном, не вырубишь и топором.* 
  24. За мутагеном пойдешь – на болезнь набредешь.*
  25. Зигота – еще не организм, студент – еще не врач.*
  26. О бактериях-симбионтах: Свои бактерии ближе к телу.
  27. Аппетит и гельминты приходят во время еды.*
  28. Токсоплазма кота видит  издалека.*
  29. Аскаридоз мучит – чистоте учит.*  
  30. Сколько микробов – столько и лекарств.*
  31. Кишечная палочка, что мужчина: сытая – добрая, а голодная и холодная – злая.*
  32. Не тот силен, кто лезет напролом, а тот, кто первым к ней примчится, и тихо в стенку постучится.*
  33. Личинкой в рыбе я лежу, не сваришь – сразу заражу!*
  34. Пива больше пьешь в сто крат,  идешь к подруге – бери домкрат.   
  35. Мутация сделала свое дело теперь гуляет по популяции смело.*
  36. Каждый паразит своего хозяина хвалит.*
  37. Прост генетический код, а как сложна живая природа.
  38. Мал паразит, да живуч.*
  39. За одного адаптированного двух неприспособленных дают. 
  40. Трихинеллу бояться – шаурму не есть.*
  41. Старый паразит лучше новых двух.*
  42. Мал клещ, да с ног валит.*
  43. Мы с тобой комплементарны,  как две нити ДНК.*
  44. Мембрана не выдаст – лизосома не съест.*
  45. Посеешь ген – пожнешь белок.*
  46. С ДНК долой – из ядра вон.*
  47. Гетерохроматин спит, а клетка функционирует.* 
  48. Один в поле не воин, и один ген фенотип не формирует.*
  49. Лупа – дура, микроскоп – молодец.*
  50. На каждый смысловой кодон найдется своя тРНК.*
  51. Не руби сук, на котором сидишь - Не ешь печень, в которой живешь.*
  52. Лиха беда начало: есть мутации - будет и мутаторный фенотип.
  53. Есть глазок - будет и репликация.
  54. Лишайник - зеркало окружающей среды.*
  55. Было бы ядро, а органоиды будут.
  56. Кто ему цены не знает - от бездетности страдает.*
  57. Один нуклеотид - нуклеотид, два нуклеотида - водородная связь, а три нуклеотида - кодон!
  58. Геном - генов дом.
  59. Золотая цепь мертва, а пищевая - смертельна.
  60. Путь к аппарату Гольджи клетки лежит через ее ЭПС.
  61. Хромосома никогда не приходит одна.
  62. Нет ядра без хромосом, хромосом - бех нуклеосом.
  63. Протеасоме: Раззрушай свои белки - чужие бояться будут.
  64. Пока вирус спит, у тебя еще не СПИД.
  65. Бойся Бога: апоптоз у порога.*
  66. Не все то, что похоже на мутацию, мутацией является!

 Объясните смысл каждой пословицы и поговорки.

 

2. Как работать с крылатыми фразами, пословицами и слоганами.

Мы предлагаем следующие способы работы учащихся с образными запоминающимися фразами:

·  Составление новой фразы.

·  Составление краткого пояснения (объяснения) предложенной фразы.

·  Преобразование предложенной фразы в стандартный текст.

 

3. Организационные формы работы с кластерами

·  Самостоятельно при выполнении домашней работы

·  Самостоятельно на практическом занятии

·  В составе малой группы с последующим конкурсом на лучшую фразу, составленную по заданному

   преподавателем биологическому явлению

·   В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить фразу

·   При выполнении контрольного задания на объяснение смысла предложенной фразы или составления стандартного текста.

 

Составление кратких образных фраз – аналогов крылатых фраз, пословиц, поговорок и слоганов – вызывает у учащихся большой интерес и резко повышает их активность в образовательном процессе.

© Все права защищены
Разработка сайта «Интернет-сервис» 2007 ©